Об основных направлениях бюджетной политики и налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов в Сысертском городском округе
В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Сысертском городском округе, утвержденным решением Думы Сысертского городского округа от 26.09.2013 года № 247 «Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Сысертском городском округе», Дума Сысертского городского округа
РЕШИЛА:
- Принять к сведению основные направления бюджетной политики и налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов в Сысертском городском округе (прилагаются) и учесть при рассмотрении проекта бюджета Сысертского городского округа на 2016 год.
- Данное решение опубликовать в официальном издании «Вестник Сысертского городского округа».
- Контроль исполнения настоящего решения возложить на постоянную комиссию по вопросам бюджета, промышленности, транспорта, связи, налогам, недвижимости и имущества (Патрушев В.Г.).
Председатель
Думы Сысертского городского округа О.Б. Сирман-Прочитанская
Глава Сысертского городского округа А.Г. Карамышев
Приложение 1.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2016 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ В СЫСЕРТСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
Основные направления бюджетной политики и налоговой политики Сысертского городского округа (далее – СГО) на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов подготовлены в целях составления проекта бюджета СГО на очередной финансовый год.
Основные направления разработаны с учетом складывающихся экономических условий. В планируемом периоде ожидается существенное замедление экономического роста. Данный процесс обусловлен снижением внутреннего спроса, повышением уровня инфляции, спада объема производства в обрабатывающих отраслях экономики.
В сфере обрабатывающего производства оборот крупных и средних предприятий в текущих ценах за 9 месяцев 2015г. составил 5 597,4 млн. руб., что составляет 117,5% к уровню 2014 года, но ниже уровня 2013 и 2012 годов. Отмечен спад по производству машин и оборудования на 18,6%. Наблюдается рост объемов производства пищевых продуктов и металлургического производства. В 2016-2018 годах темп роста будет обеспечиваться за счет инфляционных изменений, в том числе в 2015г. на высоком уровне, при этом индексы физического объема колеблются от 99,0% до 101,0%.
Прирост оборота обеспечивается стабильным уровнем потребительского рынка. Оборот розничной торговли за 9 месяцев текущего года составил 4 224,5 млн.руб., что выше на 25,0% значения показателя прошлого года. Объем платных услуг остается на прежнем уровне (356,8 млн.руб.).
Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению по состоянию на 01.10.2015г. – 1,1%.
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника крупных и средних предприятий за восемь месяцев 2015 года составила 25 477,0 руб., прирост не отмечен.
В течение 2014 года численность постоянно проживающего населения на территории округа увеличилась на 357 чел. и по состоянию на 01.01.2015 составила 62244 человек.
Объем инвестиций в основной капитал крупными и средними предприятиями составил 340,85 млн.руб., что ниже уровня 2014 года на 10%. В 2016 году в экономике округа прогнозируется замедление темпов роста объема инвестиций в основной капитал.
В условиях изложенной экономической ситуации в 2016 году бюджетная политика в сфере расходов должна соответствовать критериям последовательности, эффективности и адресности.
Основными задачами ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов являются:
Задача 1. Обеспечение сбалансированности бюджета городского округа.
Во исполнение данной задачи необходимо:
1) приведение уровня бюджетных расходов с учетом финансовых возможностей, что позволит повысить точность бюджетного планирования;
2) соблюдение принципов ответственной бюджетной политики и недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных реальными источниками финансирования на весь период их исполнения.
Задача 2. Повышение эффективности бюджетных средств.
Выполнение данной задачи реализуется посредством:
- Применения инструментов программно-целевого управления и бюджетирования.
В 2015 году бюджет округа финансирует 19 муниципальных программ. Общий объем расходов бюджета с применением программного метода составляет – 2 076,5 млн.руб. или 95,3% от общей суммы бюджетных расходов. Муниципальные программы сформированы от целей к задачам, от задач к мероприятиям с привязкой к целевым показателям. Данная взаимосвязь должна демонстрировать результат от проведенных мероприятий. Для решения данной задачи главным распорядителям бюджетных средств необходимо:
а) осуществлять на постоянной основе анализ эффективности бюджетных расходов и достижения конечного результата в разрезе основных мероприятий муниципальных программ;
б) продолжить практику взаимодействия с региональными органами исполнительной власти по привлечению средств областного бюджета на условиях софинансирования значимых мероприятий.
в) вносить предложения по новым инвестиционным проектам только при наличии в муниципальной программе ресурсов, достаточных для их реализации.
2) Соблюдения бюджетно-финансовой дисциплины главными распорядителями и получателями средств бюджета.
3) Повышения эффективности процедур проведения муниципальных закупок и последующего контроля за исполнением принятых бюджетных обязательств.
Инструментом реализации данного направления является вступление в силу с 01.01.2016г. отдельных статей Федерального закона
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно внедрение процесса планирования муниципальных закупок. Также контрактная система вводит требование к обоснованию закупок. В 2016 году должен быть внедрен процесс нормирования в сфере закупок. Должны быть определены нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения). Особое значение при осуществлении муниципальных закупок отводится ведомственному контролю. Администрации округа предстоит организовать эффективный ведомственный контроль за деятельностью муниципальных заказчиков в сфере закупок, в том числе оценивая обоснованность и принципы формирования начально максимальной цены контракта.
Задача 3. Повышение эффективности и качества предоставления муниципальных услуг.
Изменения, внесенные в статью 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ, предусматривают переход с 01.01.2016 года на формирование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на основе ведомственных перечней муниципальных услуг (работ) и устанавливаемых в соответствии с ними нормативными затратами их финансового обеспечения. С учетом данных требований будет осуществляться формирование бюджета городского округа на 2016 год.
Объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания будет рассчитываться на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, утверждаемых с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти.
Данные меры позволят установить прозрачную методику определения стоимости каждой муниципальной услуги, рассчитанной в соответствии с единым базовым нормативом затрат, учитывающим экономически обоснованную себестоимость услуги, и корректирующих коэффициентов к нему. Ответственность главных распорядителей средств местного бюджета должна осуществляться через контроль за выполнением муниципального задания в полном объеме.
Необходимо повышение конкуренции среди юридических лиц, в том числе муниципальных учреждений, участвующих в оказании муниципальных услуг, в целях улучшения их качества. Этим будет обеспечена возможность потребителю услуг самому выбрать место (организацию-поставщика), качество и объем услуг, которые гарантированы государством.
Задача 4. Обеспечение прозрачности и открытости муниципальных финансов, повышение доступности и понятности информации о бюджете путем регулярной публикации «Бюджета для граждан».
В 2016г. и планируемом периоде бюджет Сысертского городского округа сохранит свою социальную направленность. Приоритетным направлением является реализация социальных и экономических задач, определенных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым.
С учетом поставленных задач можно определить основные направления расходной части бюджета.
- Образование.
На основании преемственности задач требуется завершение проекта по вводу и обеспечению содержания детских дошкольных образовательных учреждений. Количество мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях увеличится на 980 мест.
В 2016-2018 годах будет продолжена работа по внедрению и реализации федерального государственного образовательного стандарта.
- Жилищно-коммунальное хозяйство.
В целях поддержания удовлетворительного состояния объектов коммунальной инфраструктуры, сетей необходимо обеспечить финансирование мероприятий текущего и капитального ремонта данных объектов, подготовки к отопительному сезону жилищного фонда. Мероприятия по модернизации объектов коммунального хозяйства должны выполняться в соответствии с требованиями схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
- Переселение граждан из аварийного и ветхого жилья.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и в соответствии с муниципальной программой «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории Сысертского городского округа» на 2015-2017 годы количество домов на 01.01.2015 года, подлежащих расселению, составляло 8 единиц или 76 жилых помещений площадью 3113,0 кв.м. В текущем году расселено 3 дома, приобретено 26 жилых помещений площадью 1051 кв.м. В 2016 году планируется расселение 4 домов, 46 жилых помещений общей площадью – 1503,4 кв.м.
- Улучшение жилищных условий.
Доступное и комфортное жилье являются одним из важнейших факторов, определяющих демографическую ситуацию в городском округе. В связи с этим приоритетным направлением является реализация полномочий по обеспечению малоимущих граждан в качестве нуждающихся в обеспечении помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. По состоянию на 01.01.2015 года численность нуждающихся составляла – 1558 человек.
- Содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
В 2016-2018 годах следует продолжить работу по предоставлению имущественной, финансовой муниципальной поддержки субъектам предпринимательства в рамках реализации муниципальной программы за счет средств местного бюджета. Планируется предоставление субсидий крестьянско-фермерским хозяйствам, субъектам на создание и развитие бизнеса, на присоединение к инженерным сетям.
- Городское хозяйство.
С целью повышения качества жизни населения городского округа предусмотрены расходы на очистку территории, кронирование и спиливание деревьев, уличное освещение, содержание дорожной сети.
- Физическая культура и спорт.
В рамках муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Сысертском городском округе на 2015-2020 годы» планируется обеспечить финансирование текущих расходов муниципальных учреждений спорта, по мере финансовой возможности рассмотреть вопрос бюджетных инвестиций в объекты спорта. Реализация данных мероприятий позволит повысить количество граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
- Обеспечение общественной безопасности на территории Сысертского городского округа.
Важным направлением является реализация муниципальной программы «Обеспечение общественной безопасности на территории Сысертского городского округа». В рамках программы предполагается финансирование:
1) системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112;
2) первичных мер пожарной безопасности;
3) профилактика правонарушений.
В 2016-2018 годах следует уделить особое внимание реализации мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечение радиационной безопасности и предусмотреть финансирование:
мероприятий по модернизации централизованной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
нормативных запасов средств индивидуальной защиты для населения Сысертского городского округа;
мероприятий, направленных на поддержание в рабочем состоянии убежищ и ПРУ.
- Реализация указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Одним из приоритетов бюджетной политики в предстоящий период является финансовое обеспечение принятых решений по повышению заработной платы отдельным категориям работников образования, культуры, архивов, нашедших отражение в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
Согласно дорожным картам, принятым в Сысертском городском округе, по доведению уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы должны быть выполнены следующие целевые показатели:
Уровень среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников муниципальной бюджетной сферы.
Категория работников | Значение целевого показателя, руб. | Нормативное значение показателя | ||
За 9 месяцев 2015г. | На конец 2015г. | На конец 2016г. | ||
Педагогические работники дошкольного образования | 27 187,0 | 27 939,0 | 29 895,0 | соотношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и средней заработной платы в сфере общего образования в Свердловской области (100%) |
Педагогические работники в сфере общего образования | 31 210,0 | 29 872,0 | 31 963,0 | 100 процентов от прогнозного размера средней заработной платы в экономике в Свердловской области |
Педагогические работники дополнительного образования | 23 141,0 | 25 570,0 | 27 360,0 | соотношение средней заработной платы педагогических работников дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в Свердловской области (85% и 90% соответственно периоду) |
Работники учреждений культуры | 24 075,0 | 24 497,9 | 26 002,1 | Соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате по экономике Свердловской области |
В соответствии с проектом прогноза основных показателей социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2018 годы определены следующие параметры среднемесячной заработной платы в Свердловской области:
2016г. — 31 556,0 руб.
2017г. – 33 544,0 руб.
2018г. – 35 255,0 руб.
В целях достижения целевых показателей по повышению уровня заработной платы отдельных категорий работников необходимо учитывать прогнозные данные и обеспечить своевременную корректировку дорожных карт.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ
В 2015 году долговая политика была обусловлена исполнением принятых обязательств по заключенным муниципальным контрактам.
На 01 января 2016 года муниципальный долг составит 129,0 млн. рублей.
В 2016-2018 годах должны быть обеспечены:
расходы на обслуживание муниципального долга, в том числе в 2016 году – 37,3 млн.руб.
проценты за пользование бюджетным кредитом, полученным в 2015 году из областного бюджета, в том числе в 2016 году – 94,4 тыс.руб.
В дальнейшем главная задача в области управления муниципальным долгом должна включать:
поддержание безопасного уровня дефицита и муниципального долга, предотвращая тем самым условия для возникновения финансовых кризисов;
ограничение роста расходов местного бюджета, не обеспеченных стабильными доходными источниками. Принятие новых расходных обязательств должно в обязательном порядке основываться на оценке прогнозируемых доходов местного бюджета.
На период 2016-2018 годов так же необходимо планировать размер дефицита бюджета городского округа, в соответствии с нормами, установленными п. 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляя ежемесячный мониторинг соблюдения норм бюджетного законодательства.
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Налоговая политика в СГО в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов будет выстраиваться с учетом изменений федерального законодательства. В 2016 — 2018 годах можно определить основные подходы к формированию доходов местного бюджета:
- В части налоговых доходов:
Нормативный правовой документ | Содержание нормативного правового документа |
Единый налог на вмененный доходНалоговый кодекс Российской ФедерацииФедеральный закон от 13.07.2015 № 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» | Представительным органам муниципальных образований предоставлено право снижения ставки единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 15 до 7,5 процентов в зависимости от видов деятельности и категорий плательщиков. |
Патентная система налогообложения Налоговый кодекс Российской ФедерацииФедеральный закон от 13.07.2015 № 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» | 1) Расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения (бытовые услуги, услуги общественного питания, отдельные виды производства и переработки продуктов).2) Установлена налоговая ставка «0»% для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг, на период не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет. |
Упрощенная система налогообложения Налоговый кодекс Российской ФедерацииФедеральный закон от 13.07.2015 № 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»Закон Свердловской области от 12.10.2015 № 99-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в областной бюджет» | Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.Установлен единый норматив отчислений в бюджеты городских округов, расположенных на территории Свердловской области, от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащего зачислению в областной бюджет, в размере 15 процентов налоговых доходов областного бюджета от этого налога, поступающих по территории соответствующего городского округа. |
Налог на доходы физических лицЗакон Свердловской области от 12.10.2015 № 99-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в областной бюджет» | Установлен единый норматив отчислений в бюджеты городских округов, расположенных на территории Свердловской области, от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в областной бюджет, в размере 1 процента налоговых доходов консолидированного бюджета Свердловской области от этого налога, поступающих по территории соответствующего городского округа (предыдущая редакция – 3 процента). |
Наименование показателя | Единица измерения | Отчет | Оценка | Прогноз | |
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | ||
Единый налог на вмененный доход | млн. руб. | 17,96 | 17,93 | 15,21 | 15,68 |
налоговая база (сумма исчисленного вмененного дохода) | млн. руб. | 221,13 | 236,18 | 200,36 | 206,56 |
Количество налогоплательщиков, представивших декларации по ЕНВД | Ед./ чел. | 1081 | 1013 | Х | Х |
Налог с патентной системы налогообложения | млн. руб. | 1,14 | 2,20 | 1,55 | 1,78 |
Количество выданных патентов | Ед. | 68 | 80 | 85 | 100 |
Администрацией Сысертского городского округа не планируется внесение предложений по снижению ставки ЕНВД. Динамика поступления налога с патентной системы налогообложения не обеспечивает покрытие выпадающих доходов бюджета в виде поступлений ЕНВД.
Налог на имущество физических лиц.
В 2016 году Администрации округа следует проработать вопрос по подготовке предложений для введения объективной шкалы ставок по налогу на имущество физических лиц от кадастровой стоимости.
Земельный налог.
В результате изменения кадастровой стоимости земельных участков в 2015г. (с.Новоипатово с 10,0 млн.руб. до 73,0 тыс.руб., с. Бородулино с 26,6 млн.руб. до 82,5 тыс.руб.) в 2016г. прогнозируется снижение поступлений земельного налога.
- В части неналоговых доходов:
Нормативный правовой документ | Содержание нормативного правового документа |
Плата за негативное воздействие на окружающую средуФедеральный закон от 03.12.2012 № 244-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» | Изменен норматив зачисления в бюджет городского округа платы за негативное воздействие на окружающую среду с 40 процентов до 55 процентов. |
В целом, в рамках проведения бюджетной политики и налоговой политики с целью обеспечения сбалансированности бюджета Сысертского городского округа следует продолжить работу по следующим направлениям:
- повышение качества бюджетного администрирования доходных источников;
- совершенствования работы в рамках деятельности межведомственной комиссии по вопросам укрепления финансовой самостоятельности бюджета округа;
- проведение инвентаризации муниципального имущества;
- организация работы по взысканию дебиторской задолженности;
- выявление в рамках работы «мобильных групп» объектов недвижимости без оформления соответствующих документов;
- повышение эффективности работы административной комиссии.