Об основных направлениях бюджетной политики и налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов в Сысертском городском округе

В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Сысертском городском округе, утвержденным решением Думы Сысертского городского округа от 26.09.2013 года № 247 «Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Сысертском городском округе», Дума  Сысертского городского округа

РЕШИЛА:

  1. Принять к сведению основные направления бюджетной политики и налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов в Сысертском городском округе (прилагаются) и учесть при рассмотрении проекта бюджета Сысертского городского округа на 2016 год.
  2. Данное решение опубликовать в официальном издании «Вестник Сысертского городского округа».
  3. Контроль исполнения настоящего решения возложить на постоянную комиссию по вопросам бюджета, промышленности, транспорта, связи, налогам, недвижимости и имущества (Патрушев В.Г.).

Председатель
Думы Сысертского городского округа                                           О.Б. Сирман-Прочитанская

Глава Сысертского городского округа                                                              А.Г. Карамышев

Приложение 1.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2016 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ В СЫСЕРТСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Основные направления бюджетной политики и налоговой политики Сысертского городского округа (далее – СГО) на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов подготовлены в целях составления проекта бюджета СГО на очередной финансовый год.

Основные направления разработаны с учетом складывающихся экономических условий. В планируемом периоде ожидается существенное замедление экономического роста. Данный процесс обусловлен снижением внутреннего спроса, повышением уровня инфляции, спада объема производства в обрабатывающих отраслях экономики.

В сфере обрабатывающего производства оборот крупных и средних предприятий в текущих ценах за 9 месяцев 2015г. составил 5 597,4 млн. руб., что составляет 117,5% к уровню 2014 года, но ниже уровня 2013 и 2012 годов. Отмечен спад по производству машин и оборудования на 18,6%. Наблюдается рост объемов производства пищевых продуктов и металлургического производства. В 2016-2018 годах темп роста будет обеспечиваться за счет инфляционных изменений, в том числе в 2015г. на высоком уровне, при этом индексы физического объема колеблются от 99,0% до 101,0%.

Прирост оборота обеспечивается стабильным уровнем потребительского рынка. Оборот розничной торговли за 9 месяцев текущего года составил 4 224,5 млн.руб., что выше на 25,0% значения показателя прошлого года. Объем платных услуг остается на прежнем уровне (356,8 млн.руб.).

Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению по состоянию на 01.10.2015г. – 1,1%.

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника крупных и средних предприятий  за восемь месяцев 2015 года составила 25 477,0 руб., прирост не отмечен.

В течение 2014 года численность постоянно проживающего населения на территории округа увеличилась на 357 чел. и по состоянию на 01.01.2015 составила 62244 человек.

Объем инвестиций в основной капитал крупными и средними предприятиями составил 340,85 млн.руб., что ниже уровня 2014 года  на 10%. В 2016 году в экономике округа прогнозируется замедление темпов роста объема инвестиций в основной капитал.

В условиях изложенной экономической ситуации в 2016 году бюджетная политика в сфере расходов должна соответствовать критериям последовательности, эффективности и адресности.

Основными задачами ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов являются:

Задача 1. Обеспечение сбалансированности бюджета городского округа.

Во исполнение данной задачи необходимо:

1) приведение уровня бюджетных расходов с учетом финансовых возможностей, что позволит повысить точность бюджетного планирования;

2) соблюдение принципов ответственной бюджетной политики и недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных реальными источниками финансирования на весь период их исполнения.

Задача 2. Повышение эффективности бюджетных средств.

Выполнение данной задачи реализуется посредством:

  • Применения инструментов программно-целевого управления и бюджетирования.

В 2015 году бюджет округа финансирует 19 муниципальных программ. Общий объем расходов бюджета с применением программного метода составляет – 2 076,5 млн.руб. или 95,3% от общей суммы бюджетных расходов. Муниципальные программы сформированы от целей к задачам, от задач к мероприятиям с привязкой к целевым показателям. Данная взаимосвязь должна демонстрировать результат от проведенных мероприятий. Для решения данной задачи главным распорядителям бюджетных средств необходимо:

а) осуществлять на постоянной основе анализ эффективности бюджетных расходов и достижения конечного результата в разрезе основных мероприятий муниципальных программ;

б) продолжить практику взаимодействия с региональными органами исполнительной власти по привлечению средств областного бюджета на условиях софинансирования значимых мероприятий.

в) вносить предложения по новым инвестиционным проектам только при наличии в муниципальной программе ресурсов, достаточных для их реализации.

2) Соблюдения бюджетно-финансовой дисциплины главными распорядителями и получателями средств бюджета.

3) Повышения эффективности процедур проведения муниципальных закупок и последующего контроля за исполнением принятых бюджетных обязательств.

Инструментом реализации данного направления является вступление в силу с 01.01.2016г. отдельных статей Федерального закона
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно внедрение процесса планирования муниципальных закупок. Также контрактная система вводит требование к обоснованию закупок. В 2016 году должен быть внедрен процесс нормирования в сфере закупок. Должны быть определены нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).  Особое значение при осуществлении муниципальных закупок отводится ведомственному контролю. Администрации округа предстоит организовать эффективный ведомственный контроль за деятельностью муниципальных заказчиков в сфере закупок, в том числе оценивая обоснованность и принципы формирования начально максимальной цены контракта.

Задача 3. Повышение эффективности и качества предоставления муниципальных услуг.

Изменения, внесенные в статью 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ, предусматривают переход с 01.01.2016 года на формирование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на основе ведомственных перечней муниципальных услуг (работ) и устанавливаемых в соответствии с ними нормативными затратами их финансового обеспечения. С учетом данных требований будет осуществляться формирование бюджета городского округа на 2016 год.

Объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания будет рассчитываться на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, утверждаемых с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти.

Данные меры позволят установить прозрачную методику определения стоимости каждой муниципальной услуги, рассчитанной в соответствии с единым базовым нормативом затрат, учитывающим экономически обоснованную себестоимость услуги, и корректирующих коэффициентов к нему. Ответственность главных распорядителей средств местного бюджета должна осуществляться через контроль за выполнением муниципального задания в полном объеме.

Необходимо повышение конкуренции среди юридических лиц, в том числе муниципальных учреждений, участвующих в оказании муниципальных услуг, в целях улучшения их качества. Этим будет обеспечена возможность потребителю услуг самому выбрать место (организацию-поставщика), качество и объем услуг, которые гарантированы государством.

Задача 4. Обеспечение прозрачности и открытости муниципальных финансов, повышение доступности и понятности информации о бюджете путем регулярной публикации «Бюджета для граждан».

В 2016г. и планируемом периоде бюджет Сысертского городского округа сохранит свою социальную направленность. Приоритетным направлением является реализация социальных и экономических задач, определенных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым.

С учетом поставленных задач можно определить основные направления расходной части бюджета.

  1. Образование.

На основании преемственности задач требуется завершение проекта по вводу и обеспечению содержания детских дошкольных образовательных учреждений. Количество мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях увеличится на 980 мест.

В 2016-2018 годах будет продолжена работа по внедрению и реализации  федерального государственного образовательного стандарта.

  1. Жилищно-коммунальное хозяйство.

В целях поддержания удовлетворительного состояния объектов коммунальной инфраструктуры, сетей необходимо обеспечить финансирование мероприятий текущего и капитального ремонта данных объектов, подготовки к отопительному сезону жилищного фонда. Мероприятия по модернизации объектов коммунального хозяйства должны выполняться в соответствии с требованиями схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

  1. Переселение граждан из аварийного и ветхого жилья.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и в соответствии с муниципальной программой «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории Сысертского городского округа» на 2015-2017 годы количество домов на 01.01.2015 года, подлежащих расселению, составляло 8 единиц или 76 жилых помещений площадью 3113,0 кв.м. В текущем году расселено 3 дома, приобретено 26 жилых помещений площадью 1051 кв.м. В 2016 году планируется расселение 4 домов, 46 жилых помещений общей площадью – 1503,4 кв.м.

  1. Улучшение жилищных условий.

Доступное и комфортное жилье являются одним из важнейших факторов, определяющих демографическую ситуацию в городском округе. В связи с этим приоритетным направлением является реализация полномочий по обеспечению малоимущих граждан в качестве нуждающихся в обеспечении помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. По состоянию на 01.01.2015 года численность нуждающихся составляла – 1558 человек.

  1. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

В 2016-2018 годах следует продолжить работу по предоставлению имущественной, финансовой муниципальной поддержки субъектам предпринимательства в рамках реализации муниципальной программы за счет средств местного бюджета. Планируется предоставление субсидий крестьянско-фермерским хозяйствам, субъектам на создание и развитие бизнеса, на присоединение к инженерным сетям.

  1. Городское хозяйство.

С целью повышения качества жизни населения городского округа предусмотрены расходы на очистку территории, кронирование и спиливание деревьев, уличное освещение, содержание дорожной сети.

  1. Физическая культура и спорт.

В рамках муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Сысертском городском округе на 2015-2020 годы» планируется обеспечить финансирование текущих расходов муниципальных учреждений спорта, по мере финансовой возможности рассмотреть вопрос бюджетных инвестиций в объекты спорта. Реализация данных мероприятий позволит повысить количество граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

  1. Обеспечение общественной безопасности на территории Сысертского городского округа.

Важным направлением является реализация муниципальной программы «Обеспечение общественной безопасности на территории Сысертского городского округа». В рамках программы предполагается финансирование:

1) системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112;

2) первичных мер пожарной безопасности;

3) профилактика правонарушений.

В 2016-2018 годах следует уделить особое внимание реализации мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечение радиационной безопасности и предусмотреть финансирование:

мероприятий по модернизации централизованной системы  оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

нормативных запасов средств индивидуальной защиты для населения Сысертского городского округа;

мероприятий, направленных на поддержание в рабочем состоянии  убежищ и ПРУ.

  1. Реализация указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Одним из приоритетов бюджетной политики в предстоящий период является финансовое обеспечение принятых решений по повышению заработной платы отдельным категориям работников образования, культуры, архивов, нашедших отражение в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

Согласно дорожным картам, принятым в Сысертском городском округе, по доведению уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы должны быть выполнены следующие целевые показатели:

Уровень среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников муниципальной бюджетной сферы.

Категория работников Значение целевого показателя, руб. Нормативное значение показателя
За 9 месяцев 2015г. На конец 2015г. На конец 2016г.
Педагогические работники дошкольного образования 27 187,0 27 939,0 29 895,0 соотношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и средней заработной платы в сфере общего образования в Свердловской области (100%)
Педагогические работники в сфере общего образования 31 210,0 29 872,0 31 963,0 100 процентов от прогнозного размера средней заработной платы в экономике в Свердловской области
Педагогические работники дополнительного образования 23 141,0 25 570,0 27 360,0 соотношение средней заработной платы педагогических работников дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в Свердловской области (85% и 90% соответственно периоду)
Работники учреждений культуры 24 075,0 24 497,9 26 002,1 Соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате по экономике Свердловской области

В соответствии с проектом прогноза основных показателей социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2018 годы определены следующие параметры среднемесячной заработной платы в Свердловской области:

2016г. —  31 556,0 руб.

2017г. – 33 544,0 руб.

2018г. – 35 255,0 руб.

В целях достижения целевых показателей по повышению уровня заработной платы отдельных категорий работников необходимо учитывать прогнозные данные и обеспечить своевременную корректировку дорожных карт.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ

В 2015 году долговая политика была обусловлена исполнением принятых обязательств по заключенным муниципальным контрактам.

На 01 января 2016 года муниципальный долг составит 129,0 млн. рублей.

В 2016-2018 годах должны быть обеспечены:

расходы на обслуживание муниципального долга, в том числе в 2016 году – 37,3 млн.руб.

проценты за пользование бюджетным кредитом, полученным в 2015 году из областного бюджета, в том числе в 2016 году – 94,4 тыс.руб.

В дальнейшем главная задача в области управления муниципальным долгом должна включать:

поддержание безопасного уровня дефицита и муниципального долга, предотвращая тем самым условия для возникновения финансовых кризисов;

ограничение роста расходов местного бюджета, не обеспеченных стабильными доходными источниками. Принятие новых расходных обязательств должно в обязательном порядке основываться на оценке прогнозируемых доходов местного бюджета.

На период 2016-2018 годов так же необходимо планировать размер дефицита бюджета городского округа, в соответствии с нормами, установленными п. 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляя ежемесячный мониторинг соблюдения норм бюджетного законодательства.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Налоговая политика в СГО в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов будет выстраиваться с учетом изменений федерального законодательства. В 2016 — 2018 годах можно определить основные подходы к  формированию доходов местного бюджета:

  • В части налоговых доходов:
Нормативный правовой документ Содержание  нормативного правового документа
Единый налог на вмененный доходНалоговый кодекс Российской ФедерацииФедеральный закон от 13.07.2015 № 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» Представительным органам муниципальных образований предоставлено право снижения ставки единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 15 до 7,5 процентов в зависимости от видов деятельности и категорий плательщиков.
Патентная система налогообложения  Налоговый кодекс Российской ФедерацииФедеральный закон от 13.07.2015 № 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» 1) Расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения (бытовые услуги, услуги общественного питания, отдельные виды производства и переработки продуктов).2) Установлена налоговая ставка «0»% для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг, на период не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.
Упрощенная система налогообложения Налоговый кодекс Российской ФедерацииФедеральный закон от 13.07.2015 № 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»Закон Свердловской области от 12.10.2015 № 99-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в областной бюджет» Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.Установлен единый норматив отчислений в бюджеты городских округов, расположенных на территории Свердловской области, от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащего зачислению в областной бюджет, в размере 15 процентов налоговых доходов областного бюджета от этого налога, поступающих по территории соответствующего городского округа.
Налог на доходы физических лицЗакон Свердловской области от 12.10.2015 № 99-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в областной бюджет» Установлен единый норматив отчислений в бюджеты городских округов, расположенных на территории Свердловской области, от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в областной бюджет, в размере 1 процента налоговых доходов консолидированного бюджета Свердловской области от этого налога, поступающих по территории соответствующего городского округа (предыдущая редакция – 3 процента).

 

Наименование показателя Единица измерения Отчет Оценка Прогноз
2013 2014 2015 2016
Единый налог на вмененный доход млн. руб. 17,96 17,93 15,21 15,68
налоговая база (сумма исчисленного вмененного дохода) млн. руб. 221,13 236,18 200,36 206,56
Количество налогоплательщиков, представивших декларации по ЕНВД Ед./ чел. 1081 1013 Х Х
Налог с патентной системы налогообложения млн. руб. 1,14 2,20 1,55 1,78
Количество выданных патентов Ед. 68 80 85 100

Администрацией Сысертского городского округа не планируется внесение предложений по снижению ставки ЕНВД. Динамика поступления налога с патентной системы налогообложения не обеспечивает покрытие выпадающих доходов бюджета в виде поступлений ЕНВД.

Налог на имущество физических лиц.

В 2016 году Администрации округа следует проработать вопрос по подготовке предложений для введения объективной шкалы ставок по налогу на имущество физических лиц от кадастровой стоимости.

Земельный налог.

В результате изменения кадастровой стоимости земельных участков в 2015г. (с.Новоипатово с 10,0 млн.руб. до 73,0 тыс.руб., с. Бородулино с 26,6 млн.руб. до 82,5 тыс.руб.) в 2016г. прогнозируется снижение поступлений земельного налога.

  • В части неналоговых доходов:
Нормативный правовой документ Содержание  нормативного правового документа
Плата за негативное воздействие на окружающую средуФедеральный закон от 03.12.2012 № 244-ФЗ  «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Изменен норматив зачисления в бюджет городского округа платы за негативное воздействие на окружающую среду с 40 процентов до 55 процентов.

В целом, в рамках проведения бюджетной политики и налоговой политики с целью обеспечения сбалансированности бюджета Сысертского городского округа следует продолжить работу по следующим направлениям:

  • повышение качества бюджетного администрирования доходных источников;
  • совершенствования работы в рамках деятельности межведомственной комиссии по вопросам укрепления финансовой самостоятельности бюджета округа;
  • проведение инвентаризации муниципального имущества;
  • организация работы по взысканию дебиторской задолженности;
  • выявление в рамках работы «мобильных групп» объектов недвижимости без оформления соответствующих документов;
  • повышение эффективности работы административной комиссии.